о. Алексий ВЕШНЯКОВ

Священник

Алексей Павлович Вешняков

Священник Алексий Вешняков с женой Анной и детьми Павлом и Василием (на коленях).
Фото около 1896 г.

Будущий священник Вешняков Алексей Павлович родился в 1865 г. в семье псаломщика Тиксненской Спасо-Преображенской церкви Тотемского уезда Вологодской епархии.

В 1875 – 1881 гг. обучался в Тотемском духовном училище, затем в 1881 – 1888 гг. прошел обучение в Вологодской духовной семинарии.

21 сентября 1888 г. Израилем, епископом Вологодским и Тотемским, определен в псаломщика к Тотемской градской Иоанно-Предтеченской церкви.

8 декабря 1890 г. определен на священническую вакансию к Устьевдской церкви Сольвычегодского уезда и 13 января 1891 г. Иоанникием, епископом Великоустюжским, рукоположен в сан священника к Устьевдской Троицкой церкви.

Молодой, энергичный священник проявлял неустанную заботу о благоустройстве церкви. При нем завершились работы по обновлению иконостаса в летнем Троицком храме, на которые по благословению епископа Иоанникия во второй половине 1890 г. было выделено 725 рублей из средств местного попечительства.

31 марта 1897 г. за усердную и полезную пастырскую службу удостоен награждения набедренником. Также в 1897 г. вошел в список настоятелей церквей Вологодской епархии, имеющих наблюдение за выбывшими питомцами из Вологодского исправительного ремесленного приюта.

Награжден медалью. В 1901 – 1905 гг. состоял депутатом по хозяйственным и следственным делам. Духовник третьего благочиннического округа. В 1906 г. награжден скуфьей. С 8 ноября 1908 г. – законоучитель Красноборского мужского училища. С 1910 по 1913 гг. состоял депутатом по училищным делам. В 1914 г. награжден камилавкой.

Священник Алексий Вешняков в кругу близких.
Фото 1916 г.

27 сентября 1904 г. вышло постановление Сольвычегодского уездного земства об основании в Красноборске Детского сиротского приюта. Его открытие состоялось 1 января 1905 г. По ходатайству священника Устьевдской Троицкой церкви Алексея Павловича Вешнякова и с согласия Императора Николая II приюту 24 февраля 1905 г. присвоено имя наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. По «Уставу приюта», утверждённому 6 октября 1905 г., в него принимали крестьянских детей из числа круглых сирот или полусирот Сольвычегодского уезда. Они содержались там до 16-летнего возраста, после чего воспитанников устраивали в ближайшие учебные заведения, профессиональные школы, мастерские, торговые заведения. Жизнь и порядок в приюте организовывались по принципу большого семейства. Дети школьного возраста обучались в городском училище, в ремесленной школе, в приходских училищах. Финансирование осуществляло Сольвычегодское уездное земство. Штат приюта состоял из кухарки, няни и воспитательницы. Заведование и попечительство осуществлялось безвозмездно. Заведующим состоял устьевдский священник Алексей Павлович Вешняков (1905 – 1915, 1917), попечителями – купец Иван Александрович Тулубенский (1905 – 1908), надворный советник Василий Михайлович Поддьяков (1908 – 1915), учительница Елена Ивановна Эрина (1915 – 1917). Приют закрыли в 1917 г.

Отец Алексей стал инициатором расширения тесного зимнего храма, для которого потребовались немалые средства. Поскольку собрать необходимую сумму в собственном приходе, насчитывавшем немногим более 600 человек, не представлялось возможным, священник испросил в Великоустюжском Духовном Правлении позволения на сбор средств вне своего прихода. По Указу от 17 января 1903 г. была получена книга для записи сбора пожертвований. Средства собирались в течение 7 лет, после чего был заготовлен необходимый строительный материал. В 1910 г. начались работы и продолжались до конца 1912 г. К церкви были пристроены ризница и паперть, и весь храм был попутно обновлен снаружи. Летом 1913 г. вокруг церкви установлена новая железная ограда с кирпичными столбцами. В 1912 – 1914 гг. проведена роспись стен и потолка в летнем и зимнем храме. Таким образом, благодаря трудам и энергии священника Алексея Вешнякова и стараниям боголюбивых прихожан Устьевдская Троицкая церковь к 1915 г. была приведена в надлежащий вид.

Устьевдская Троицкая церковь.
Фото 1911-1912 гг.

­На время служения священника Алексея Вешнякова выпали трагические события 1917 г. Следствием свержения Императора Николая II с Престола было признание Священным Синодом новой власти как законной, а, следовательно, последовал указ совершать молитву о ней во всех храмах Российского государства. Однако духовенство, привыкшее к прежнему порядку богослужений, иногда по привычке продолжало поминать на службах прежнюю власть. Именно такой курьезный случай произошел и с отцом Алексеем. Во время Литургии 25 марта на Великом входе и 26 марта на Великой ектении он помянул случайно Царя и прежнее правительство. Этим сразу воспользовались его недруги. Псаломщик Николай Венецкий, сговорившись с «прихожанином» неким Николаем Копыловым, убедил последнего сообщить телеграфом об «антигосударственных взглядах» священника Вешнякова в Вологодский Губернский Временный Комитет и в Священный Синод, что и было сделано им немедленно. Узнав о замыслах псаломщика, прихожане церкви обсудили сложившуюся ситуацию и 29 марта 1917 г. отправили Обер-прокурору Священного Синода Владимиру Львову свою телеграмму, в которой просили провести следствие и утверждали, что новое правительство священник Вешняков за службами поминает и никогда от этого не отказывался. Товарищ Обер-прокурора Антон Карташев 11 апреля предложил епархиальному начальству провести соответствующее разбирательство, которое в свою очередь 17 апреля предписало сделать это Великоустюжскому Духовному Правлению. В результате расследования, проведенного священником Пермогорской Воскресенской церкви Алексеем Левитским, открылась истинная картина дела. «Жалоба на священника Вешнякова не более чем выпад против него, чтобы удалить его из прихода небольшой, в десять-пятнадцать человек, группы лиц при участии псаломщика, имеющих с Вешняковым разные счеты… поминовение 25 и 26 марта старого правительства – случайная ошибка…» – таков был официальный вывод следствия. Более того, уважающие своего пастыря прихожане в поддержку его собрали общий сход и почти единогласно переизбрали его священником Устьевдской церкви, после чего дело было закрыто.

По сохранившемуся свидетельству Ивана Степановича Карпова, Устьевдский священник Алексей Вешняков, руководствуясь своими личными соображениями, в 1923 г. примкнул к обновленцам.

Семья: жена Анна Васильевна Вешнякова, в девичестве Быстрова (1870 – 1898), дочь священника Благовещенской Ляменской церкви Никольского уезда Вологодской епархии Быстрова Василия Иоанновича; дети – Павел (1892 г.р.), Василий (1895 г.р.).

Священник Алексий Вешняков с сыновьями Павлом и Василием.
Фото 1916 г.

Анна Васильевна Вешнякова

­Анна Васильевна, как выясняется из надписи на памятнике, прожила недолгую жизнь – всего 28 лет. Похоронена недалеко от алтаря Устьевдской церкви. Осталась лишь часть большого металлического креста, стоявшего когда-то над ее могилой: сам крест, возможно, был спилен в безбожные советские времена, а его подножие с изображением черепа и костей до сих пор лежит на кладбище. Замечательно, что сохранилась надпись с именем и датами жизни: родилась 10 февраля 1870 г., умерла 22 июня 1898 г.

Остаток надгробного креста над могилой А. В. Вешняковой. Вид сзади.
Фото 2023 г.

Остаток надгробного креста над могилой А. В. Вешняковой. Вид спереди.
Фото 2023 г.

­По свидетельству некоторых старожилов Красноборска, отец Алексей Вешняков тоже похоронен за алтарем храма. Хотя никаких следов этого захоронения не дошло до наших дней, все-таки вполне вероятно, что почивший священник был погребен рядом со своей супругой.

 

Источники:

Копытков В. В. Оплот Православия. М.: Культурно-исторический центр «Свѣточъ», 2013.

Историческая летопись Красноборья: Хроника событий, факты, комментарии / сост.: В.В. Копытков, Н.А. Шумилов, В.И. Щипин. – Т. 1. – М., 2020.

Вешняков Алексей Павлович // Православные монастыри и приходы Севера